Советские рекламные плакаты, действительно, часто агитировали за употребление продуктов, когда-то новых, когда-то просто непривычных для населения, а то и просто рассказывали, как правильно использовать их.
Отечественная пищевая индустрия, бурно развивающаяся в середине – конце 30-х годов прошлого века, наряду со множеством успехов, совершала и ошибки.
Если майонез, о начале производства которого рассказывалось в предыдущей части, все-таки завоевал со временем любовь советских граждан, то с другой приправой, начавшей промышленно выпускаться в те же годы, увы, «не поехало». Хотя и вышел в 1940 году плакат, рекламирующий релиш – приправу из маринованных овощей.
Дары советской индустрии холода
А вот замороженные фрукты, ягоды и овощи постепенно набирали популярность в СССР.
В истории отечественного промышленного применения холода есть три знаменательных года. Началом применения стоит считать 1913 год, когда в Петербурге был открыт Черниговский холодильник (название по улице, где он был расположен). Основу предприятия составлял завод по производству сухого льда. Лед частично продавался, но больше использовался на складах, построенных рядом. Нельзя сказать, что производство и использование холода у нас обходилось совсем без научной поддержки, была, например, холодильная лаборатория в МВТУ. Но 1930-й – год для индустрии холода особенный: был создан научно-исследовательский холодильный институт, два года спустя получивший наименование ВНИИ холодильной промышленности. В следующем году в Ленинграде был открыт технологический институт холодильной промышленности, а упомянутый Черниговский холодильник начал расширяться. Хотя первоначально в НИИ было всего 16 сотрудников, были определены три основных направления его деятельности: холодильное оборудование, сухой лед и льдосоляное хозяйство. В 1935 году были разработаны первые торговые холодильные шкафы и витрины, а 1936-37 годах стали изготавливаться первые холодильники: судовые, промышленные и бытовые. К началу Великой Отечественной войны все они выпускались уже серийно. Так в 1940 году было выпущено 3,5 тысячи бытовых холодильников. Интересный факт: в разработке первых советских «машин» холода и агрегатов для них принимал активное участие Владимир Павлович Бармин – будущий академик, Герой Социалистического труда, создатель ракетных стартовых комплексов. И, наконец, 1958 год. В этом году вышло постановление СМ СССР «О развитии холодильного хозяйства». И именно согласно этому постановлению построено большинство холодильников и хладкомбинатов в нашей стране.
Но первая продукция таких предприятий стала поступать в торговлю во второй половине 1930-х годов. Об этом свидетельствует плакат 1938 года.
После войны выпуск замороженных продуктов был восстановлен, и их опять надо было рекламировать, например, с помощью плакатов 1954 года.
Замороженные плоды и фрукты предлагались в СССР как в продуктовых магазинах, так и в киосках по продаже мороженого вплоть до середины 1980-х годов. Позже стали исчезать. Сказались тогдашний увеличивающийся дефицит на все и появление мощных бытовых морозильных камер: плоды, фрукты, овощи стало возможно заготовить с помощью холода в домашних условиях. А чуть позже свежие «дары садов» стали продаваться круглогодично.
Все лучшее – детям
Обращает на себя внимание, что на двух из трех последних плакатов изображены дети. Известно, что изображение детей в рекламе – выигрышный вариант. Дети вызывают умиление, а значит, увеличивается и доверие к рекламируемой продукции. Да и на самих детей такая реклама действует лучше (у «рекламного» ребенка есть нечто, и я это хочу). И в советской продуктовой рекламе изображение детей активно эксплуатировалось.
Но частенько случался «перебор», в том числе в плакатах, посвященных детским товарам. В материале о советских художниках-плакатистах Зеленских приведены рекламные изображения двух пионеров. А если задуматься: не будет ли плохо им, если первый в одиночку быстренько слопает весь ирис, находящейся в его руках, и если сходу выпьет два «несовместимых» сока – другой? Или вот еще один плакат А. Н. Зеленского 1937 года.
При таком количестве съеденного мороженого (кстати, еще один подарок от индустрии холода) «добротная» ангина мальчику гарантирована.
Да ладно бы пытались приучить население к чайным напиткам, к которым в России во все времена было предвзятое отношение (1950 г, автор И. С. Гришин).
Все-таки, для нас традиционна своя вековая культура потребления чая. Или, когда гражданам страны напоминали о наличии не самых полезных (вопреки рекламному слогану на плакате), но все-таки детских продуктов. Например, плакаты 1938 года
и 1952 года.
Но бывало, что с помощью детей рекламировали продукт, вроде бы не предназначенный для их питания. Нашелся удивительно привлекающий внимание предвоенный плакат, о точном времени выхода и авторстве которого, увы, пока узнать не удалось.
Единственное, что можно утверждать, подготовлен он был не позже конца 1938 года, т. к. в январе 1939 года был выделен отдельный Наркомат рыбной промышленности.
Хотя, если задуматься, печень трески, банка которой находится в руках ребенка, – хорошая и уж, точно, более вкусная альтернатива рыбьему жиру, коим «для здоровья» частенько «угощали» детей в санаториях, больницах и других подобных учреждениях.
Unipack.Ru |