Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 399-33-94
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

конверт – особый вид упаковки

Письмецо в конверте погоди, не рви…

Unipack.ru | Статьи | Письмецо в конверте погоди, не рви...

Эта статья посвящена не совсем обычному виду упаковки – почтовому конверту. Что в нем необычного? Назначение – такое же, как у любой упаковки: защита содержимого от внешних воздействий плюс эстетическое оформление в целях украшения, иногда просветительства, иногда просто привлечения внимания.

Чем же почтовый конверт отличается от своих собратьев по упаковке? Тем, что он представляет собой упаковку для слов. Даже когда мы открываем электронную почту, мы видим изображение конвертика. Конверт хранит и оберегает вербальную информацию, то, без чего невозможно человеческое общение. И так как мне нравится писать о связи упаковки и литературы, а литература – это тоже слова, конечно, я никак не могла оставить без внимания такую тему.

Приведу два определения конверта.

«Конверт – плоская прямоугольная оболочка из бумаги или другого подобного материала, закрываемая липким или самоклеящимся клапаном, расположенным вдоль одной из ее сторон» (ГОСТ РФ).

«Конверт – об(в)ертка, оболочка, сорочка письма; бумажная сумка» (Словарь Даля).

«Сорочка письма»! Можно сказать и так, это звучит красиво. А можно сказать так, как сказала русская писательница Н.А. Тэффи (и сразу же понять, что конверт не просто бумажный прямоугольник с клапаном):

«Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмешь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…».

А как, собственно, конверт вошел в жизнь людей?

Первые конверты появились в Месопотамии. Писали (выцарапывали послания) тогда на глиняных табличках, потом таблички обжигали, а адрес наносился на другую – внешнюю – глиняную табличку (ее тоже обжигали). Чтобы прочитать письмо, нужно было сбить верхний слой глины. Два таких древних глиняных «конверта» с клинописью, найденных при раскопках в Сирии, хранятся в Лувре.

Древние римляне и греки писали письма на табличках из воска.

Конфиденциальность переписки сохранялась так: таблички соединялись лицом друг к другу, перевязывались шнурком, а шнурок скреплялся глиняно-восковой печатью у греков и просто восковой у римлян (черной – в случае известий о чьей-то смерти, белой – в остальных случаях).

Позднее, когда уже использовали пергамент и чернила, послания сворачивали в трубку, но «закрывали» так же – с помощью шнурка и печати.

Кстати, по одной из версий, само слово «конверт» происходит от французского прилагательного “couvert” – укрытый, скрытый, тайный (в русском языке слово поначалу и произносилось как «куверт»).

Восковые печати были малонадежны: под воздействием тепла они легко размягчались. Как средство защиты от вскрытия писем использовались еще и личные оттиски на печатях – например, оттиск перстня.

Потом появились металлические печати (из свинца, серебра и даже золота), на которых отправитель ставил свой личный знак. Но, разумеется, это было доступно далеко не всем, и таким образом «закрывали» чаще официальные, чаще – секретные, письма.

Обычные отправители и адресаты писем по-прежнему обходились воском. Однако в 1522 г. экспедиция Магеллана, из которой вернулся только один корабль из пяти, привезла в Европу из Индокитая (помимо пряностей) некое вещество, получившее в дальнейшем название сургуча.

Конвертов ещё не было, поэтому сургучом было очень удобно запечатывать сложенные письма. Секрет состава и изготовления сургуча европейцы раскрыли не сразу, а те, кто научился делать сургуч, скрывали, как они его производят. Лишь в середине XVI в. немец Самуэль Циммерман, автор руководства об искусстве переписки, опубликовал «рецепт сургуча».

После этого сургуч нашел широкое применение в почтовом деле.

Во всех странах письма в древние времена передавали либо с оказией (когда кто-то ехал в нужном направлении), либо с гонцами, как бы они ни назывались. Особенно это было развито в Римской империи, но ушло в прошлое с ее падением.

В средневековой Европе появились “statio posita in…” – станции для перемены лошадей, давшие название всей системе доставки корреспонденции, так как именно отсюда произошло слово «почта». Впервые в таком значении оно стало употребляться в XII в.

В Киевской Руси уже в X в. существовали почтовые услуги. Они ассоциировались с повозом: так называлась обязанность населения выдавать лошадей для гонцов князя.

Во времена Золотой Орды, в XIII в., появились ямы – почтовые станции и ямская повинность (все окрестные жители обязаны были все так же поставлять лошадей с проводниками на эти станции, расстояние между которыми составляло от 40 до 100 верст). К XVI в. почтовая связь действовала уже по всей России и осуществлялась посредством ямской гоньбы.

В мае 1665 г. был заключен договор об организации почты между приказом Тайных дел при царе Алексее Михайловиче и голландцем Яном ван Сведеном, который обещал привозить в Тайный приказ «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…» и получил за это 500 рублей и на такую же сумму – соболиные шкурки…

В 1840-х гг. в России уже вошли в обращение «штемпельные куверты» со знаками почтовой оплаты (государственным гербом) по 10 (черные), 20 (синие) и 30 (красные) копеек.

Первый конверт, похожий на то, что мы называем конвертом сейчас, появился в 1820 г. в Англии. Его «изобретение» приписывают торговцу писчебумажными принадлежностями Бреверу (по другим источникам – Бремеру). Когда продажи упали, он сделал в витрине своего магазина пирамиду из листков бумаги разного размера: внизу лежали листы формата А4, а наверху совсем маленькие листочки размером с визитную карточку. Витрина привлекла внимание покупателей, и неожиданно нарасхват пошли самые маленькие листочки. Возникла мода использовать их для переписки. Но лист бумаги размером с визитку было невозможно сложить так, как складывали обычно письма. И тогда Бревер придумал продавать маленькие листочки вместе с пакетиками, в которые их можно было вложить, написав на пакетике адрес. Новинка пришлась покупателям по вкусу, а пакетик мистера Бревера стал прообразом конверта. Поначалу их изготавливали вручную, но в 1845 г. в Лондоне создали первую машину для автоматического производства конвертов.

Конечно, тогда никто не мог представить себе, насколько разнообразными будут сами конверты и способы их изготовления.

Сейчас в соответствии с ГОСТом конверты классифицируют по следующим признакам: по размеру; по наличию или отсутствию окна;

по тому, как расположен закрывающий клапан; по наличию разъяснений о месте и порядке написания адресной информации; по территории хождения (для внутренних и международных почтовых отправлений); по оформлению лицевой стороны (маркированные, немаркированные, простые, иллюстрированные).

В данной статье нет необходимости и возможности освещать современный технологический процесс производства конвертов, но можно хотя бы перечислить основные виды используемого для этого оборудования: лазерные принтеры; автоматические оберточные машины; флексографские печатные машины; машины для трафаретной, офсетной печати, для нанесения на поверхность конверта клеевой полоски, для изготовления самозапечатывающихся конвертов, для нанесения покрытий на заготовки, для прорезывания и запечатывания прозрачного окошка, для нанесения клейкой ленты на конверты; аппараты для склеивания конвертов.

Еще некоторое время после изобретения первой машины для изготовления конвертов письма запечатывали сургучом, пока француз Пуарье не придумал наносить на край конверта полоску клея.

Впрочем в России даже не бедные люди прибегали к другому, более доступному способу запечатывания корреспонденции, о чем осталось свидетельство А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»:

Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.

Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной.

Облаткой называли мучной или клеевой кружок, которым «закрывали» письма. У Татьяны, наверное, был мучной, раз она его лизала.

Когда я думаю: каков образ конверта в русской литературе XX века, какие ассоциации он вызывает в первую очередь, что он содержит в себе, что говорит нам, то первые слова, которые приходят на ум, ожидание и тайна.

Попробую подтвердить свою мысль цитатами.

Я носила тогда зеленое малахитовое ожерелье и чепчик из тонких кружев…

Стихи шли легкой свободной поступью. Я ждала письма, которое так и не пришло – никогда не пришло. Я часто видела это письмо во сне; я разрывала конверт, но оно или написано на непонятном языке, или я слепну…

В 1911 году я приехала в Слепнево прямо из Парижа…

Я не каталась верхом и не играла в теннис, а я только собирала грибы в обоих слепневских садах, а за плечами еще пылал Париж в каком-то последнем закате…

Анна Ахматова. Автобиографическая зарисовка «Слепнево». (Письма она ждала тогда от Модильяни.)

Лаэрт, Лаэрт, мой милый,
Возлюбленный Лаэрт!
Сейчас я получила
Сиреневый конверт.

Игорь Северянин. «Песенка Филины», 1911

Тиана, как дико! мне дико, Тиана,
Вложить вам билеты в лиловый конверт
И ждать на помпезный поэзоконцерт;
Ведь прежде так просто — луна и поляна.

Игорь Северянин. Тиана, 1913

(В начале XX века билеты действительно было принято высылать в продолговатых конвертах сиреневого цвета.)

После – под звон телефона –
Посыльный конверт подавал,
Надушенный чужими духами.
Розы поставьте на стол –
Написано было в записке,
И приходилось их ставить на стол…

Александр Блок. Жизнь моего приятеля, 1914

Вы пришлите в красивом конверте
Теплых слов шелестящий шелк.
Ну а мне вы не верьте, не верьте –
Я такой – я взял и ушел.

Юрий Кукин. Романс

Чужие письма читать нельзя. Но никто не запрещает нам «читать» лица героев стихов и прозы, ждущих «письмецо в конверте» или открывающих и читающих его. И чужое ожидание делает нас сильнее, чужое разочарование делает нас мужественнее, а чужая радость – добрее.

Так что конверт – непростая вещь. И особый вид упаковки.

Автор:  Бушмаринова Екатерина, Автор Unipack.Ru

Unipack.Ru

 

Наши контакты
+7 (499) 399-33-94

Москва, ул. Новая Басманная д.19, строение 2, офис 2-1
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении