Когда рецептура шоколада была выбрана, задумались над названием и оформлением.
Первоначально в оформлении хотели использовать картину В. Васнецова «Алёнушка» и дать такое же название шоколаду, однако выяснилось, что шоколад с таким названием уже есть. Тогда руководство фабрики решило обратиться к москвичам через газету «Вечерняя Москва» и объявить конкурс на фотографию девочки, которую смогли бы использовать для упаковки. Фотографий было прислано очень много. До того как появился нынешний образ, на упаковке некоторое время использовались присланные фотографии.
Существующий же и по сей день портрет Алёнки – это собирательный образ, на создание которого художника вдохновила его маленькая дочка.
Не обошлось, конечно, и без обиженных претенденток, на право называться прототипом Аленки.
Фабрике Красный Октябрь пришлось отстаивать права на использование привычной обертки, на которую претендовала Елена Геринас — дочь художника Александра Михайловича Геринаса, с фотографии которой, в большой степени, и был сделан знаменитый рисунок, суд ее правоту не признал и оставил все права за фабрикой.
По легендам, Аленку назвали в честь дочки Валентины Терешковой, другие народные сказания приписывают эту честь дочке Гагарина, но имя было выбрано не в честь конкретной девочки (прототипов можно найти множество), а просто потому, что имя народное, распространенное, вызывающее в памяти сказочных героинь очень подходило для нового детского шоколада.
Шоколад с милой девочкой в платочке сразу стал популярным. 16-летняя девушка Саша Егорова прислала на фабрику «Красный Октябрь» письмо со стихами, где были такие строчки: «Познакомиться с Алёнкой из детишек каждый рад, покупайте, покупайте, покупайте шоколад». Стихи понравились, и их напечатали с обратной стороны шоколадной обёртки.
Линейка торговой марки «Алёнка» была расширена практически во всех основных категориях кондитерских изделий. С учетом вкусов потребителей, специалисты холдинга разработали несколько новых сортов помадных конфет и супермягкой карамели. Особым спросом у покупателей пользовались новые виды шоколада «Алёнка» с добавками в виде орехов и изюма, а также шоколад «Алёнка» много молока плюс кальций».
Продвижение на рынок изделий под торговой маркой «Алёнка» было поддержано общенациональной рекламной кампанией.Сегодня в России «классическую» Аленку производит холдинг Объединенные кондитеры, а различные ее вариации с похожим названием и рисунком — все, кому не лень. В Украине, например, корпорацией Roshen производится шоколадка Оленка (заглавная «О», на обложке которой написана в точности как «А»).