Конкурентоспособность — это способность данного товара быть обмененным на деньги на конкретном рынке в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов.
Конкурентоспособность – это комплекс потребительских, стоимостных и социальных характеристик товара (изделия), определяющих его успех на данном рынке.
Конкурентоспособность- это степень соответствия совокупности свойств объекта ценно¬стной системе рынка.
Границы понятия конкурентоспособности непрерывно расширяются, переходят в итоге от конкурентоспособности изделия к конкурентоспособности предприятий и даже государств.
Общим в конкурентоспособности случаях является реакция рынка, прежде всего внешнего, и успех «продавца».
Основное понятие конкурентоспособности — возможность реализации товара в данный момент на данном рынке.
На конкурентоспособность оказывает влияние большое число факторов, состав которых зависит от конкретных условий рынка и целей анализа.
Следует помнить, что если качество изделия в каждый отдельный момент представляет собой вполне определенную совокупность свойств, то конкурентоспособность может значительно меняться с изменением внешних факторов, что и предопределяет необходимость расчета конкурентоспособности на всех стадиях конструирования.
Основными элементами, составляющими конкурентоспособность являются качество изделия и его новизна, полные затраты на приобретение и эксплуатацию изделия и условия поставки и поддержания работоспособности изделия.
Как ограничения проявления конкурентоспособности выступают технические и социальные нормы, финансовые условия рынка, причем последние мо¬гут рассматриваться и в качестве элемента конкурентоспособности, а также организация рекламы и расходы на нее.
Конкурентоспособность объекта техники – это совокупность свойств объекта, определяющая его способность как товара отвечать требованиям рынка в определенный момент (интервал) времени.
Как правило, конкурентоспособность объекта техники обеспечивается высоким техническим уровнем, соответствием требованиям и стандартам стран, фирм-покупателей, высоким уровнем технологического обслуживания, патентной чистотой и патентной защитой, приемлемой ценой, льготными условиями платежа.
Формированию конкурентоспособности объекта техники содействуют также реклама и организация сервиса.
Конкурентоспособность объекта техники также определяется в процессе патентных исследований.
Система разработки и постановки продукции на производство.
Патентные исследования.
Содержание и порядок проведения
.
Конкурентоспособность товара — это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения требований потребителей, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию.
Конкурентоспособность товара- это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и, следовательно, способность его быть проданным.
Факторами, влияющими на конкурентоспособность продукции, являются:
технический уровень продукции;
соответствие качества продукции требованиям потребителей;
тенденции развития рынка продукции;
условия конкуренции на рынке продукции;
патентно-правовые показатели продукции (патентная чистота, патентоспособность используемых в ней технических и художе- ственно-конструкторских решений);
производственные факторы (использование новейших технологий);
условия поставки и сбыта продукции;
реклама продукции и организация сервиса.
Информационные и ресурсные предпосылки обеспечения кон¬курентоспособности объектов техники определяются в процессе выполнения патентных исследований и, в частности, при анализе результатов, отражаемых в патентном формуляре и карт технического уровня и качества промышленной продукции.
Конкуренция — форма экономической состязательности между продуцентами и поставщиками за более выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, источники сырья.
Если при этом нарушаются принятые нормы и правила, мы имеем дело с недобросовестной конкуренцией.
Основные условия цивилизованной конкуренции — отсутствие монополизации какой-либо сферы рынка и создание равных условий хозяйствования для его субъектов.
Основу российского антимонопольного законодательства заложил Закон «О конкуренции и ограничении монополистической дея¬тельности на товарных рынках», предусматривающий меры предупреждения, ограничения и пресечения монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции.
Основные направления российской конкурентной политики включают регулирование соглашений между предприятиями.
Инструментом проведения этой политики в России является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике в борьбе с недобросовестной конкуренцией (МАП).
Способы конкурентной борьбы могут быть ценовыми и неценовыми.
К последним относятся улучшение потребительских свойств товаров, расширение ассортимента, снижение себестоимости продукции с помощью внедрения достижений научно-технического прогресса, рациональной организации труда.