КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА –это информация, составляющая коммерческую тайну, — научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, в т.ч. ноу-хау, обладающая действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности правовые, организационные, технические и иные меры охраны.
Основными понятиями, входящими в сферу коммерческой тайны, являются следующие:
владелец прав на коммерческую тайну — юридическое или физическое лицо, владеющее соответствующей информацией, составляющей коммерческую тайну, и предпринимающий соответствующие меры для ее охраны. Владельцем может быть создатель (автор) соответствующей информации или работодатель автора.
В действующем законодательстве РФ отсутствует норма, определяющая права работодателя на созданную работником в рамках выполнения служебных обязанностей коммерческую тайну. Поэтому для большей определенности рекомендуется при приеме специалиста на работу заключить с ним договор о распределении прав на созданную в рамках выполнения служебных обязанностей коммерческую тайну (ноу-хау) и об условиях ее использования. Подобный договор может быть включен в виде определенных условий в трудовой договор (контракт) либо оформлен как отдельный договор (Гражданский кодекс РФ, ст. 772, п. 2);
конфидент коммерческой тайны — физическое или юридическое лицо, которому в силу служебного положения, договора или на ином законном основании известна коммерческая тайна другого лица;
режим коммерческой тайны — система правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых обладателем коммерческой тайны и конфидентом коммерческой тайны по обеспечению ограниченного доступа к соответствующей информации;
разглашение коммерческой тайны — деяние (действие или бездействие), которое совершается с нарушением закона или договора (в т.ч. трудового) и в результате которого коммерческая тайна стала известна третьим лицам;
неправомерные способы получения коммерческой тайны —
собирание информации, составляющей коммерческую тайну, посредством похищения документов, подкупа или угроз, дачи взятки, введения в заблуждение, нарушения или подстрекательства (принуждения) к нарушению обязательств о соблюдении режима коммерческой тайны, а равно иным незаконным способом без согласия обладателя коммерческой тайны на передачу коммерческой тайны третьим лицам.