Патентное бюро
Руководитель патентного бюро
Патентный поверенный Российской Федерации Прозоровская Елена Васильевна
реестровый номер 422
+7 (499) 399-33-94
businesspatent@inbox.ru
Патентное бюро "БИЗНЕСПАТЕНТ" основано на базе патентно-правовой компании ООО "БИЗНЕСПАТЕНТ".
Более 10 лет на страже интеллектуальной собственности!
Более сотни крупнейших клиентов! Десятки успешных судебных процессов!
Основным направлением деятельности является регистрация интеллектуальной и промышленной собственности, защита от недобросовестной конкуренции интересов клиентов в Палате по патентным спорам и в Суде.

Различительная способность

В соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации, часть 4, принятым в 2008 году,  Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака

1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

Ранее действовало другое законодательство, но и оно содержало аналогичные требования к  доказательству различительной способности товарного знака, а именно:

2.3. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона, а именно:

(2.3.1) обозначений, не обладающих различительной способностью.

К обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут относиться, в частности:

  • обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов;
  • реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;
  • трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением;
  • общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров: общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры;

(2.3.2) обозначений, состоящих только из элементов:

(2.3.2.1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.

Под таким обозначением понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало указанием конкретного вида товара;

(2.3.2.2) являющихся общепринятыми символами и терминами.

К общепринятым символам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике.

К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники;

(2.3.2.3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта.

К таким обозначениям относятся, в частности, простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара;

(2.3.2.4) представляющих собой общепринятую форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством, назначением товара, либо его видом.

Элементы, указанные в подпунктах (2.3.2.1), (2.3.2.2), (2.3.2.3) и (2.3.2.4) настоящего пункта, могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Положения, предусмотренные в подпунктах (2.3.2.1), (2.3.2.2), (2.3.2.3) и (2.3.2.4) настоящего пункта, не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования для конкретных товаров.

Доказательства приобретения обозначением различительной способности представляются заявителем. К таким доказательствам, в частности, относятся сведения о длительности использования обозначения, об интенсивности его использования и т.д. (доказательство различительной способности достаточно сложная процедура). 

Примером, того, что товарный знак приобрел различительную способность является товарный знак на соки «Я».

На товарные знаки «Я» (соки , напитки и другие товары и услуги) много много лет тому  назад фирмой ОАО Экспериментально-консервный завод «ЛЕБЕДЯНСКИЙ» была подана серия заявок с различными модификациями .

По всем этим  заявкам были получены свидетельства на товарный знак, знак обслуживания «Я».

Относительно  товарного знака, состоящего только из одной буквы «Я» дизайнерская задумка была очень оригинальная, но воплощение было значительно труднее.

Поскольку в данный период времени действовал  Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в котором сказано, то — буквы и цифры защите не подлежали, то была заявлена буква «Я» в виде очень оригинальной графики.

Буква «Я» была выполнена в оригинальной графической манере желто-золотистого цвета с переходами в светло-зеленый, причем нижняя часть этой буквы  была выполнена в виде  ярко зеленого листа с теневым исполнением.

И вот такую оригинальную графику зарегистрировал на свое имя ОАО ЭКЗ «ЛЕБЕДЯНСКИЙ» и стал интенсивно использовать данный товарный знак на своих  товарах, в том числе и  на соках и напитках.

Конечно же тут же появились желающие погреть руки у раскрученного товарного знака «Я» и появились даже регистрации с модификациями буквы «Я»,  например в виде мальчика, облокотившегося на букву «Я» и другие, на которые экспертиза не имела возможности для отказа из-за несовершенства Закона «О товарных знаках….».

К сожалению, по ранее действовавшему Закону Российской Федерации «О товарных знаках …»  Владелец столь оригинального товарного знака, состоящего только из одной буквы «Я» не мог  в полной мере защитить свои интересы от недобросовестной конкуренции, желающих также использовать столь оригинальную идею.

Но  11 декабря 2002 года  в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» вносятся изменения и дополнения, которые привели к тому, что товарный знак «Я» стал хрестоматийным.

Его приводят в качестве  примера,  для пояснения одной из статей уточненного Закона Российской Федерации «О товарных знаках….», а именно:

Статья 6 «Абсолютные основания для отказа» гласит, что « Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами и т.д.»
Данные элементы могут быть включены , как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Если бы регистрировалась только буква «Я» без оригинальной дизайнерской проработки, то на нее  было бы патентной  экспертизой отказано, на основании вышеприведенной статьи Закона.

Однако в этой же статье Уточненного Закона Российской Федерации «О товарных знаках…» появилось дополнение,  которое звучит следующим образом:
«Положения, предусмотренные настоящим пунктом, не применяются  в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования».

Именно, за счет интенсивного использования товарного знака «Я» ОАО ЭКЗ «ЛЕБЕДЯНСКИЙ» теперь приводится в качестве примера , поясняющего данную статью Закона, как товарный  знак, который приобрел различительную способность в результате его использования.

И теперь патентная экспертиза может спокойно отказывать на заявки, содержащие букву «Я» в качестве товарного знака, на основании данной статьи Закона.

 

В настоящий период патентная экспертиза принимает во внимание только обстоятельные  доказательства различительной способности товарного знака.

Причем данные предоставляются Заявителем , а функция патентного поверенного заключаются в том, чтобы составить обоснования того, что знак приобрел различительную способность за счет интенсивного использования его заявителем таким образом, что бы данные  доказательства  были приняты во внимание патентной экспертизой.

.Примером может служить  товарный знак :

По данному товарному знаку ранее были свидетельства с неохраноспособными элементами «КРЕП МАРКЕТ», но в последнем свидетельстве эти элементы уже охраняемые государством, поскольку в ФИПС было направлено доказательство того, что знак приобрел различительную способность за счет интенсивного использования его именно  фирмой-заявителем и были предоставлены в качестве доказательства  документы на 4388 листах с  соответствующим обоснованием долговременного использования этого товарного знака именно заявителем в разных городах страны. 

 Доказательство различительной способности достаточно сложный документ, но из нашего опыта борьба стоит того, что бы получить  положительный результат.

ПРИМЕРЫ.

Наши контакты
+7 (499) 399-33-94

Москва, ул. Новая Басманная д.19, строение 2, офис 2-1
Наши партнеры
ГОРБАЧЕВ Ю. А.
Почетный адвокат России
www.goodlawyer.ru
Наши теги
патентное бюро | регистрация товарного знака | товарный знак | роспатент | фипс | ускоренная регистрация товарных знаков регистрация торговой марки | патентный поиск | регистрация полезной модели | регистрация изобретения | регистрация лицензионного договора | регистрация промышленного образца | регистрация договора об отчуждении